Проектные работы


1) Разработка и согласование в соответствующих органах проектов рекультивации нарушенных и загрязненных земельных участков


Проекты по рекультивации земельных участков разрабатываются на основании постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» и национальных стандартов РФ.


Для разработки проекта необходимо выполнить следующие мероприятия:
- изучение первичной документации, предоставленной Заказчиком (ТЗ, исходные данные, сведения о земельном участке: кадастровый номер, назначение земельного участка и цель разрешенного использования; акты, постановления и предписания надзорных органов и пр.).
- выезд технолога предприятия «Дарвин-Сервис» совместно с представителем Заказчика на место проведения работ, с целью натурного обследования нарушенного (загрязненного) участка.
- определение границ нарушенной (загрязненной территории) участка (при необходимости съемка границ нарушенной территории навигационным прибором).
- описание исходного состояния участка (фотосъемка объекта, наличие и определение видов отходов на территории, степени и вида деградации земельного участка (механическое разрушение, загрязнение и др.), при необходимости проведение отбора проб почв и т.д.).
- разработка проекта и согласование его с Заказчиком/собственником данной территории.
Содержание разделов проектов рекультивации представлены в п.14 Постановлении правительства РФ от 10.07.2018 № 800. Комплекс мероприятий по рекультивации должен быть разработан в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, национальными стандартами (ГОСТами), СанПин, СНиП и иной документацией природоохранного законодательства РФ.


Были выполнены работы и согласованы следующие проекты по рекультивации:
- проекты по рекультивации загрязненного земельного участка загрязненного нефтезагрязненными отходами (Томская область, Приморский Край);
- проекты по рекультивации земельных участков, загрязненными отходами древесины (Томская область, ЯНАО);
- проект по рекультивации земельного участка несанкционированной свалки мусора (ЯНАО);
- проект рекультивации временных зимних проездных путей (Томская область);
- проект по рекультивации карьера (ЯНАО);
- проект по рекультивации земель, загрязненных органическими отходами (навоз помет) производства (Томская область);
- проект по рекультивации земель, загрязненных жидкими отходами от животноводства (Томская область);
- проект рекультивации кладбищ (Белгородская область)



2) Разработка новых технологий под «ключ» по утилизации / обезвреживанию отходов с проведением необходимых согласований.


Разработка проектов технической документации на новые технологии, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления, регулируется Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Такие проекты являются объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.


Для разработки проектов технической документации необходимо проведение нескольких этапов:
1. Изучение проблемы на основании исходных документов предоставленных Заказчиком (ТЗ, география применения технологии, образованные или образующиеся отходы с которыми будет осуществляться деятельность и т.д.).
2. Разработка программы проведения работ и согласование ее с Заказчиком.
3. Отбор образцов проб для испытаний в независимых аттестованных или сертифицированных лабораториях.
4. Анализ протоколов лабораторных исследований, их интерпретация, разработка и составление отчета об их характеристиках, свойствах, токсичности (не токсичности) и иных показателей. Согласование отчета с Заказчиком.
5. Проведение опытно-промышленных испытаний с внедрением новых методов решения борьбы с отходами производства и потребления (установки, технологические операции, новое оборудование, приемы по снижению загрязнений и количества образовавшихся отходов и т.д.).
6. Отбор проб на исследование готовых продуктов после проведения ОПИ и анализ их состава с первоначальным сырьем.
7. Разработка регламента (Технологии) и последовательное описание цикла процессов производства.
8. Согласование данного документа с Заказчиком.
9. Разработка материалов оценки воздействия на окружающую среду – ОВОС, в соответствии с приказом Минприроды РФ от 01.12.2020 № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду».
10. Проведение общественных обсуждений по объекту экологической экспертизы, с участием всех заинтересованных лиц.
11. Оформление протоколов муниципальных образований о проведении общественных обсуждений.
12. Направление пакета заявительных документов в Центральный аппарат Росприроднадзора, либо в его территориальный орган.
13. Работа с возможными замечаниями экспертов, положительное заключение Государственной экологической экспертизы.


Таким образом, технологами организации «Дарвин-Сервис» были проведены работы по разработке, согласованию «Регламент по изготовлению грунтов технических и грунтов питательных с использованием бурового шлама» для ООО «ТрансСервис». На технологию получено положительное заключение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования


- Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам: проект технической документации «Регламент по изготовлению грунтов технических и грунтов питательных с использованием буровых шламов» № 0052 от 08.02.2017 г.)


- Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проекта технической документации на новую технологию «Регламент по изготовлению грунтов технических и грунтов питательных с использованием буровых шламов» № 192 от 22.03.2018 г.




3) Разработка и подготовка заявительных документов для предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности в области обращения с отходами I - IV классов опасности.


Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IVкласса опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».
Разработка материалов для обоснования намечаемой деятельности осуществляется в несколько этапов:
- изучение первичной документации, предоставленной Заказчиком (ТЗ, исходные данные, сведения о месте производства работ: кадастровые номера земельных участков, информация о намечаемой деятельности, перечень видов отходов и видов работ с которыми планируется осуществление лицензируемого вида деятельности и пр.).
- при необходимости выезд технолога компании «Дарвин-Сервис» на объект (площадку) для натурного обследования.
- разработка материалов обоснования для получения лицензии по обращению с отходами I-IV класса опасности.
- согласование разработанных материалов в территориальных центрах гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, и получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии заявленной деятельности.
- разработка пакета заявительной документации в Росприроднадзор для получения лицензии.
- снятие возможных замечаний специалистов Росприроднадзора и получение лицензии на право осуществления деятельности.


Были разработаны материалы для получения с проведением согласований лицензии по образению с отходами I-IV класса опасности следующим организациям:
- ООО «ТрансСервис», ООО «СПК», ООО «ТомПромТранс», ООО «Гринстройсервис»



4) Разработка научно обоснованных материалов оценки воздействия на окружающую среду от намечаемой производственной деятельности (материалы ОВОС).


Разработка материалов оценки воздействия на окружающую среду от намечаемой деятельности является необходимым комплектом документации для проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня и регламентируется порядком установленным приказом Минприроды РФ от 01.12.2020 № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду»


Материалы по оценки воздействия на окружающую среду должны включать в себя полный объективный спектр возможных экологических последствий от намечаемой деятельности на естественные ландшафты. В разрабатываемых материалах необходимо оценить и описать воздействия от намечаемой (планируемой) деятельности:
- на атмосферный воздух (расчет количества загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников выбросов, расчет коэффициентов рассеивания загрязняющих веществ, разработка мероприятий способствующих снижению выбросов и т.д.).
- на почвенные ландшафты, с учетом уже внедренных (и/или планируемых) в намечаемую производственную деятельность земельных участков. Проводится описание возможных аварийных неблагоприятных последствий, разработка методов их локализации и предотвращения, а также ликвидации в максимально короткие временные интервалы.
- на водные объекты в связи с возможным попаданием поверхностных стоков. Разрабатываются методы, позволяющие препятствовать проникновению сточных вод, как в почвенные горизонты, так и в поверхностные воды. Происходит подбор специализированного оборудования для этих целей.
- на представителей флоры и фауны в связи с изменением их мест обычного проживания и произрастания. Необходимо разработать мероприятия по корректировке промышленных площадок с учетом путей миграций животных, и произрастание отдельных красно книжных видов растений (если такие присутствуют в зоне намечаемой деятельности). Также следует предусмотреть мероприятия, снижающие шумовое воздействие, электромагнитные поля и т.д.


Были разработаны материалы оценки воздействия материалов для
- ООО «ТрансСервис», ПАО «СН-МНГ», ООО «ГСС»



5) Разработка и согласование технических условий и технологических регламентов (ТУ, СТО и др.),


Разработка технических условий (ТУ) и стандартов организаций (СТО) регламентируется ГОСТ Р 1.3-2018 от 01.07.2019 «Национальный стандарт РФ. Стандартизация в РФ. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению».


Правовые основы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Одним из видов стандартов предприятия является технические условия или стандарт организации:
Технические условия – вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.


СТО – документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом (или ИП), для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.


Для разработки ТУ необходимо произвести несколько этапов:
1. Проведение комплекса лабораторных исследований на получаемую продукцию (при необходимости и на первоначальное сырье) в аккредитованных (сертифицированных) лабораториях.
2. Интерпретация данных протоколов анализов отбора проб полученной продукции и определение области его дальнейшего применения.
3. Присвоение номера Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и группы
4. Разработка ТУ, СТО в соответствии с ГОСТ Р 1.3-2018 от 01.07.2019 «Национальный стандарт РФ. Стандартизация в РФ. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению».
5. Согласование ТУ и СТО в Центрах стандартизации и метрологии субъектов Российской Федерации (при необходимости).
6. Составление и разработка каталожного листа продукции и утверждение его в Центрах стандартизации и метрологии субъектов Российской Федерации.


Были разработаны технические условия на продукты и СТО для организаций:
- ООО «ТрансСервис», ООО «ТПТ», ПАО «СН-МНГ», Туганский горно-обогатительный комбинат «Ильменит»




6) Разработка и подготовка отчетов ПЭК, учета отходов, постановка на учет объектов НВОС, ППР и т.д.


Необходимость осуществления производственного экологического контроля (ПЭК), и разработка программы ПЭК, регламентирована ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Разрабатывать и утверждать программу ПЭК должны лица осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий негативного воздействия.


Требования к содержанию программы ПЭК утверждены приказом Минприроды РФ от 28.02.2018 г. №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». В программы ПЭК должны быть включены сведения об инвентаризации загрязняющих веществ и их источников при выбросе в атмосферный воздух, при сбросе в окружающую среду, об инвентаризации отходов производства и потребления, о лицах отвечающих за проведение ПЭК и другая информация.


Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных или полученных, размещенных отходов согласно ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и положений приказа Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1028 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».